В детском саду ребёнок проводит значительную часть времени, поэтому окружающая его среда должна обеспечить укрепление психического и физического здоровья ребёнка, создать благоприятные гигиенические, педагогические и эстетические условия, комфортную психологическую обстановку.
Для обеспечения безопасности воспитанников в Учреждении осуществляются следующие мероприятия:
- инструктажи педагогических работников по охране жизни и здоровью воспитанников;
- обучение коллектива действиям в чрезвычайных ситуациях;
- учебные тренировки по эвакуации воспитанников и персонала;
- организация работы с воспитанниками по основам безопасности жизнедеятельности, основам пожарной безопасности и правилам поведения воспитанников на дороге.
В Учреждении создана система необходимых условий по охране и укреплению здоровья воспитанников (в соответствии со ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»):
1. Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, осуществляется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.11.2013 г. № 822н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».
В Учреждении медицинский блок представлен следующими помещениями: медицинским кабинетом, изолятором.
Медицинским работником осуществляется:
- контроль за состоянием здоровья воспитанников;
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий;
- соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- ежемесячное проведение учета часто болеющих детей, инфекционных заболеваний, травматизма;
- контроль за проведением закаливающих мероприятий;
- проведение санитарно-просветительной работы среди сотрудников и родителей, с последующими рекомендациями по гигиеническому воспитанию детей и формированию навыков здорового образа жизни;
- контроль за организацией питания дошкольников;
- оформление соответствующей медицинской документации.
2. Организация питания воспитанников
Подробно с организацией питания дошкольников в Учреждении можно познакомиться в разделе "Организация питания в образовательной организации"
3. Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима пребывания детей в Учреждении
Согласно СанПиН разрабатывается режим пребывания детей в Учреждении, с обязательным учетом возраста воспитанников. В режиме отражается время приема пищи, прогулок, дневного сна, организованной образовательной деятельности для каждой группы воспитанников. Составляющие режима структурировались на основе расписания в двух вариантах в зависимости от сезона (летнего и зимнего). Зимний период (холодный) определен с 1 сентября по 31 мая. Летним периодом (теплым) считается календарный период с 1 июня по 31 августа
При проведении режимных процессов в Учреждении соблюдается:
- полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей воспитанников (в сне, питании);
- тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели;
- привлечение воспитанников к посильному участию в режимных процессах;
- поощрение самостоятельности и активности;
- формирование культурно-гигиенических навыков;
- эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
- учет потребностей, индивидуальных особенностей каждого воспитанника;
- спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к воспитаннику.
Режим дня соответствует возрастным особенностям воспитанников и способствует их полноценному гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования воспитанников 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет — в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Прогулки организуются 2 раза в день: в первую и во вторую половину дня. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности воспитанников, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
Продолжительность дневного сна составляет 2-2,5 часа (в зависимости от возраста).
Продолжительность организованной образовательной деятельности составляет:
от 3 до 4-х лет — не более 15 минут,
для детей от 4-х до 5-ти лет -не более 20 минут,
для детей от 5 до 6-ти лет — не более 25 минут,
для детей от 6-ти до 7-ми лет — не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной — 45 минут и 1,5 часа соответственно.
В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности и физкультурные паузы — не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения воспитанников, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления проводятся физкультурные и музыкальные занятия, подвижные игры, развлечения, досуги. Дополнительная образовательная деятельность осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более одного часа в неделю с воспитанниками старшей и подготовительной к школе группы.
В летне-оздоровительный период вся работа с воспитанниками проходит на воздухе.
4. Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требования охраны труда
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни начинается уже в детском саду. Работа проходит по таким направлениям, как рациональный режим дня, правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, стабильное психоэмоциональное состояние.
Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья. Они учатся познать себя, анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, избавляться от комплексов, давать себе объективную оценку. Организация обучения проходит через игру, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, продуктивную деятельность. Обучение дошкольников здоровому образу жизни идет во всех видах деятельности ребенка и поддерживается родителями дома.
В Учреждении накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.
В течение дня с воспитанниками проводятся инструктажи по охране труда:
- по работе с ножницами, кисточкой, карандашом, фломастером, клеем;
- по поведению в спальной и туалетной комнатах;
- по поведению на прогулочных площадках и во время экскурсий;
- по правильному использованию физкультурного оборудования и материалов.
5. Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой и спортом
В Учреждения созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления воспитанников.
Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудован физкультурный уголок, в котором находится необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности воспитанников, для гимнастики после сна и закаливающих процедур, для индивидуальной профилактической работы с воспитанниками, атрибуты для подвижных игр.
Занятия по физической культуре с воспитанниками всех возрастов проводятся 3 раза в неделю. С детьми старшей и подготовительной к школе группы третье занятие проходит на воздухе круглогодично. Ежедневно проводится утренняя гимнастика.
Большое внимание уделяется повышению двигательной активности воспитанников и правильному её регулированию. Разработана система физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
6. Прохождение воспитанниками в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации
Плановые медосмотры дошкольников проводятся за год до выпуска в школу и перед выпуском в школу.
Диспансеризация воспитанников Учреждения проходит ежегодно согласно плану детской поликлиники «Городская больница № 2.
7. Обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в Учреждении
Комплексная безопасность в Учреждении обеспечивается следующими мероприятиями:
- территория Учреждения огорожена по периметру металлическим забором;
- заключен договор с ФГКУ «УВО ВНГ России по Кемеровской области-Кузбассу"», сотрудники которой охраняют объект (Учреждение) путём экстренного выезда наряда полиции по сигналу «Тревога», поступившего из объекта;
- детский сад обеспечен системой видеонаблюдения;
- здание Учреждения оборудовано автоматической пожарной сигнализацией с выводом сигнала о пожаре на пульт МЧС;
- имеется кнопка тревожной сигнализации (КТС) с выводом сигнала на пульт вневедомственной охраны;
- запасные выходы из здания Учреждения соответствуют нормам пожарной безопасности;
- в Учреждении ведется и постоянно обновляется наглядная агитация по пожарной безопасности и антитеррористической защищенности;
- имеются в наличии планы помещений со схемами эвакуации;
- разработан паспорт дорожной безопасности.
В решение вопросов комплексной безопасности вовлечены все участники образовательного процесса: воспитанники, сотрудники, родители (законные представители).
Персонал проходит инструктаж по профилактике пожаров и действиям в случае их возникновения. С воспитанниками проводятся занятия по правилам пожарной безопасности, периодически отрабатываются правила поведения при возникновении пожара. В помещениях Учреждения осуществляется контроль за состоянием электрооборудования и электросетей.
Работа с воспитанниками выстроена на основе программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. и включает в себя формирование у дошкольников представлений об опасных и вредных факторах, о правилах безопасного поведения в быту, на улице, детском саду, при различных чрезвычайных ситуациях.
Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов и строгому выполнению требований этих документов в решении вопросов комплексной безопасности. Издаются локальные акты, приказы, инструкции по пожарной безопасности и охране труда.
Регулярно проводятся тренировки по эвакуации воспитанников и сотрудников при возникновении ЧС.
Работа с родителями носит профилактическую направленность и осуществляется, как правило, в ходе родительских собраний, консультаций, индивидуальной работы. Размещается наглядная агитация и методические материалы на видных и доступных для родителей и посетителей местах и на официальном сайте Учреждения, тематические памятки высылаются в родительские чаты групп.
8. Профилактика несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в Учреждении
В Учреждении выполняются требования безопасности к оснащению всех помещений, где находятся воспитанники, а также требования безопасности к территории Учреждения.
Оборудование, расположенное на территории игровых площадок и физкультурной зоны (малые архитектурные, игровые и спортивные формы, веранды, столы, лавочки и т.д.) закреплены, устойчивы, соответствуют возрасту воспитанников и санитарным нормам. Оборудование периодически проверяется на предмет нахождения его в исправном состоянии с обязательным составлением акта проверки.
В весенне-осенний период проводятся мероприятия по уборке мусора, вырубки сухих и низких веток деревьев, обрезки кустарников, обработки клумб и цветников. В зимний период проводится уборка снега на детских площадках, дороге вокруг здания, ступеньках крылечек, лестницах запасного выхода, с крыш теневых навесов. В гололед все опасные зоны посыпаются песком.
На прогулке педагоги осуществляют контроль за воспитанниками в процессе проведения подвижных и спортивных игр; следят за состоянием выносного материала.
В помещениях Учреждения ежедневно проводится проверка мебели и оборудования на предмет прочного закрепления, устойчивого состояния и целостности. Воспитатели следят за состоянием игрушек и игрового оборудования. В случае обнаружения неисправности или поломки игрушки и игровое оборудование изымается.
В целях предупреждения травматизма в помещениях Учреждения и на прогулке педагоги проводят с воспитанниками инструктажи, беседы, разыгрывают ситуации, просматривают видеосюжеты.
Два раза в год с сотрудниками Учреждения проводится инструктаж по охране жизни и здоровья воспитанников.
9. Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий
Исчерпывающие сведения о здоровье воспитанников можно получить только при учете совокупности результатов периодических медицинских осмотров и причин, в связи с которыми воспитанники в течение года обращаются за первичной медико-санитарной помощью, как к медперсоналу Учреждения, так и в детскую поликлинику. Состояние здоровья конкретного воспитанника фиксируется в установленных формах учетной документации.
Дети, имеющие хронические заболевания, подлежат диспансерному наблюдению, которое осуществляется участковыми педиатрами, специалистами поликлиники при активном участии медицинского персонала Учреждения.
Медицинский работник Учреждения обеспечивает наблюдение за здоровьем воспитанников этой группы, контроль за своевременной явкой их на осмотр в поликлинику, за выполнением необходимых лечебных мероприятий. Постоянному наблюдению подлежат дети группы риска, т.е. наиболее подверженные заболеваниям. Особое значение имеет оздоровление детей непосредственно в Учреждении.
Профилактика инфекционных заболеваний является одним из важнейших направлений работы медперсонала Учреждения. Борьба с инфекционными заболеваниями включает: обеспечение санитарного и противоэпидемического режима, повышение специфического и неспецифического иммунитета, блокирование возможных путей передачи и распространения инфекции.
10. Обучение детей правилам дорожного движения (ПДД)
Важнейшая роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит Учреждению. Только при систематическом изучении правил, использовании новых форм пропаганды ПДД, взаимодействии органов образования, здравоохранения и ГИБДД можно решить проблему детского травматизма.
По всем направлениям деятельности Учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма определены формы работы:
- с педагогами: информационно-практические обучающие занятия, анкетирование, тестирование, консультации, выставки, мастер-классы, изготовление методических игр и пособий, обзор литературы, педагогические советы, семинары, конкурсы педагогического мастерства;
- с воспитанниками: целевые прогулки, свободная продуктивная деятельность, музыкально-игровые досуги, праздники, развлечения, театрализация (кукольные, драматические представления, спектакли), учебно-тренировочные комплексные занятия на территории, беседы, выставки, тематические недели по правилам дорожного движения, чтение художественной литературы, игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, интеллектуальные), изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций, конкурсы, викторины;
- с родителями: родительские встречи, родительские собрания с приглашением инспекторов ГИБДД, сотворчество родителей и воспитателей, совместные досуги, анкетирование, консультации, беседы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, совместное составление фото и видеоматериалов.
Ежегодно перед началом учебного года в Учреждении разрабатывается План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Утверждены следующие инструкции:
- инструкция для родителей по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- инструкция воспитателя по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
Разработан паспорт дорожной безопасности, согласованный с ГИБДД города Белово
Разработано положение об организации профилактической работы по детскому дорожно-транспортному травматизму